Заделываем трещины в блоке двигателя
В большинстве случаев трещины образуются вследствие механических воздействий (ударов, деформаций и пр.), а также при замерзании охлаждающей жидкости, которая при этом расширяется и приводит к деформациям головки и блока двигателя. Если трещина проходит через клапанное гнездо, зеркало цилиндров или плоскость прилегания блока и головки, изделия подлежат замене. В остальных случаях неисправность можно устранить без замены деталей.
Рассмотрим основные способы устранения трещин в моторе.
1. Первый способ состоит в использовании газовой или электрической сварки постоянного тока обратной полярности. Чугунные блоки, которые зачастую устанавливаются на автомобилях ВАЗ, а также служебных автомобилях, используемых при ремонте дорог (например, бетоноукладчиках, подъемных кранах и автомобилях, реализующих услуги дорожной фрезы), ремонтируются следующим образом. Концы образовавшейся трещины засверливают 5-миллиметровым сверлом и по всей длине разделывают зубилом или шлифовальным кругом под прямым углом на глубину, равную 80 % толщины стенки. Перед сваркой блок нагревается до 600 градусов Цельсия. Затем, используя флюс и чугунно-медный 5-миллиметровый присадочный пруток, нейтральным пламенем газовой сварки наносится сплошной слой, который не должен выступать над поверхностью изделия более чем на 1.5 мм. После окончания сварки блок следует охладить в термошкафу или специальной томильной яме. При использовании электросварки подогревать блок вовсе необязательно. Заплата из мягкой стали приваривается на поверхность блока с помощью медных электродов, обернутых жестью. Также при необходимости можно покрыть швы эпоксидной пастой.
2. Второй способ заключается в применении эпоксидной пасты. Это средство, которое широко используется как при ремонте автомобилей, так и при ремонте подъемников и прочих механизмов, обеспечивает надежное устранение трещин и может служить в течение нескольких десятков лет. Поверхность блока с обеих сторон трещины зачищается металлической щеткой. Затем на ее концах сверлятся 3-4 миллиметровые отверстия, в которых нарезается резьба и ввертываются прочные заглушки из алюминиевой или медной проволоки. По всей длине трещина обрабатывается зубилом под углом 60-90 градусов на глубину, равную 75 % толщины стенки. Затем поверхность обезжиривается с помощью бензина или ацетона, после чего на нее наносится несколько слоев эпоксидной пасты общей толщиной не более 4 мм. В обычных условиях затвердевание пасты происходит в течение суток, но если ее подогреть до 100 градусов Цельсия, этот процесс займет не более 3 часов. После того, как паста затвердеет, поверхность зачищается напильником или специальным абразивным кругом.